Итоговое сочинение (изложение) по литературе

Информационное письмо министерства образования Тульской области от 04.09.2017г. №16-01-15/9090 об объявлении ФГБНУ «ФИПИ» пяти открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год

Приказ министерства образования Тульской области от 22.09.2017 №1373 «Об утверждении муниципальных координаторов по организации проведения государственной итоговой аттестации в 2018 году, мест регистрации заявлений для написания итогового сочинения (изложения) и на сдачу государственной итоговой аттестации на территории Тульской области в 2017-2018 учебном году»

Письмо Рособрнадзора от 12.10.2017 № 10-718 «О направлении комплекта методических рекомендаций для организации и проведения итогового сочинения (изложения) на 2017-2018 учебный год»

Приказ министерства образования Тульской области от 18.04.2017 г. № 617 «Об утверждении графика внесения сведений об итоговом сочинении (изложении) в региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в части проверки и обработки итогового сочинения (изложения), проводимого 03 мая 2017 года

Приказ УО г. Тулы от 10.11.2017 г. № 518-а «О проведении итогового сочинения (изложения) в общеобразовательных организациях города Тулы в 2017-2018 учебном году»

Приказ МО ТО от 14.11.2017 № 1589 «Об утверждении графика внесения сведений об итоговом сочинении (изложении) в региональную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, проверки и обработки итогового сочинения на 2017/18 учебный год»

Приказ МО ТО от 15.10.18 № 1359 «Об утверждении Порядка проведения, а также порядка и сроков проверки итогового сочинения (изложения) на территории Тульской области а 2018-2019 учебном году»

Письмо Рособрнадзора от 23.10.2018 № 10-875 «О направлении методических рекомендаций по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2018-2019 учебном году»

Приказ УО г. Тулы от 14.11.2018 г. № 541-осн «О проведении итогового сочинения (изложения) в общеобразовательных организациях города Тулы в 2018-2019 учебном году»

Приказ от 20.11.2018 г. № 416-а «О проведении итогового сочинения в 11 классе»

 

Дополнительные материалы

 

Объявлены направления тем, по которым выпускники смогут написать итоговое сочинение в 2018-2019 учебном году

Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год

  • Отцы и дети
  • Мечта и реальность
  • Месть и великодушие
  • Искусство и ремесло
  • Доброта и жестокость

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.